суббота
Мерилин Монро. Легенда при жизни и после смерти
Мерилин Монро считается одной из самых красивых и загадочных актрис Голливуда на все времена. Более того, она стала настоящей иконой стиля для целого поколения женщин, о ней написаны книги, сняты фильмы. Многие сегодняшние звезды пытаются подражать ее неповторимой обольстительной манере одеваться и двигаться. Среди таких подражателей часто называют и Мадонну.
И хотя на популярных фотографиях мы чаще всего видим ее заразительно смеющейся, счастливой красавицей,судьба Монро была поистине драматичной...
Ее настоящие имя и фамилия: Норма Джин Бейкер Мортенсон.
Мерилин Монро родилась 1 июня 1926 г. в Лос-Анджелесе, умерла 5 августа 1962 г. в Брейтвуде (Калифорния). Училась она в Актерской студии в Нью-Йорке. Мерилин Монро - легенда при жизни и легенда после смерти. Она прожила яркую, но короткую и трудную жизнь. Секс-символ Америки, предмет мечтаний тысяч мужчин, красавица, которой завидовали миллионы женщин, актриса, чей стремительный "взлет" на вершину киноолимпа казался чудом, Мерилин Монро действительно была фигурой трагедийной. Неудавшаяся личная жизнь и напрасные попытки доказать режиссерам, что "красотка Мерилин" способна на нечто большее на экране, чем демонстрация своих прелестей - вот основные причины трагедии, разыгравшейся в богатом особняке, где утром 5 августа 1962 г. полицией было обнаружено тело Мерилин.
Что же ее погубило?
Пытаясь разрушить сложившийся стереотип, в фильмах Хокса и Негулеско Мерилин смутно, эскизно заявила внутреннюю актерскую тему - тему женской слабости и уязвимости, которая прячется под личиной неотразимых и губительных чар. Вопреки приклеенному к ней трафарету "девочки не промах", в ее героинях проглядывала душевная хрупкость, простодушная наивность и внутренняя обреченность.
Так Мерилин постепенно начала войну с навязанным ей мифом. Мир Мерилин Монро уже не был миром легендарного Запада с его культом мужской силы и безоглядного служения женщине. Мерилин, вынуждена была играть то, на что ее обрек Голливуд - она играла порождение и жертву американского общества потребления.
Она отчаянно противилась голливудским уловкам, отвергала бездарные сценарии, скандалила, но Голливуд цепко держал ее в своих руках. В 1955 году Билли Уайльдер в "Семилетней мороке" столкнул Мерйлин Монро с Томом Эвеллом, актером с лицом забубённого пропойцы, сыгравшим в фильме порочного и развращенного интеллектуала, который в любящей, наивной и чувственной героине Мерйлин как бы находит свое улучшенное "я". Однако камера демонстративно вышучивала серьезность конфликта, обесценивала и сводила его на нет старыми, рыночными цирковыми трюками. То, что осмеивал фильм, Мерилин решила сделать жизненной программой. Она упорно занималась самообразованием, приходя на съемки с томиком Пруста или Достоевского, училась в "Актерской студии" Ли Страсберга, овладевала системой Станиславского, брала чостные уроки у Михаила Чехова, которого боготворила. Широковещательно и дерзко заявила Мерилин о своем желании снять на собственные деньги "Братьев Карамазовых" и сыграть Грушеньку. Но этот шаг Мерилин нарушал условия игры: Голливуд хотел видеть в Мерилин только комическую сексбомбу и потешался над всеми попытками ее эмансипации. И когда в 1957 году роман Достоевского был экранизирован, и притом бездарно, Марию Шелл нарочно предпочли Мерилин.
Немногие режиссеры Голливуда уважили желание Мерилин создать полнокровный человеческий характер. Джошуа Логэн дал ей возможность в "Автобусной остановке" сыграть маленькую, чувствительную и симпатичную певичку, эдакий автопортрет, который был намеренно отмечен чертами личности Монро (самовыражение такого рода входило в актерские заповеди, которые проповедовались в студии Ли Страсберга). Полной противоположностью явился фильм с Лоуренсом Оливье "Принц и певичка из бара", изящное развлекательное шоу на европейский манер. Голливуд упрямо возвращал Мерилин в лоно комедии.
Объективности ради нужно признать, что в этом была не только коммерческая логика. Стихия актрисы Мерилин Монро и в самом деле комедия. Свои лучшие роли она сыграла в "Веселом развлечении" и "Автобусной остановке", лентах сугубо комедийных, где Мерилин сумела создать героинь, похожих на саму себя.
У нее был подлинный комический талант, и прорывался он там, где тесные и наглые шоры сексбомбы можно было ослабить. Тогда человеческие качества Мерилин в комической ситуации "работали" на нее. Комизм лучших героинь Мерилин Монро - это комизм доброй и славной девушки, по воле судьбы попавшей в странные житейские обстоятельства, которые оборачиваются против нее не трагической стороной, а нелепостью и абсурдностью. И если свести этот комизм к формуле, то подлинная героиня Мерилин Монро -- это обыкновенная девчонка, поневоле попавшая впросак. Однако как раз эти роли Мерилин и не хотела играть. Ее влекла к себе чеховская Ирина или женщины с дробным, путаным психологическим миром, которые, вероятно, были не под силу ее дарованию. Во всяком случае, когда после дурацкой комедии Джорджа Кьюкора "Давай любить друг друга" (1960) ей представилась возможность сыграть в "Неприкаянных" Джона Хьюстона, Мерилин снялась в роли Розалин Тейбер и провалила ее.
Артур Миллер в сценарии, написанном специально для Мерилин, сделал Розалин Тейбер центральной героиней, женщиной, разделившей жизнь трех траперов, которые в невадских горах промышляют ловлей диких лошадей и сбывают их на консервы для собак. Хьюстон вместе с Миллером создали социальный фильм, утопию вольницы, где сильные люди живут жизнью, свободной от общественных пут, а на деле, подобно их жертвам, диким лошадям, также заарканены обществом и превращены в отбросы. Фабула "Неприкаянных" держится на том, что все герои фильма - старый ковбой Гейлорд Ленгленд, бывший пилот Гвидо Делинни и мастер в родео Пирс Гоуленд - пережили семейную или любовную катастрофу. Потерпела ее и Розалин. Мерилин предстояло сыграть женщину, которую любят трое ее друзей, а она из сострадания и жалости тянется к тому, кто сильнее других изувечен жизнью. Мерилин старалась изо всех сил доказать зрителю, что она серьезная актриса, но, к сожалению, лучше всего она оказалась в тех коротких эпизодах, когда не "старалась играть", а была сама собой. В "Неприкаянных" рядом с человеческой и актерской значительностью Кларка Гейбла, Монтгомери Клифта и Эли Уоллаха Мерилин оказалась анемичной, "одноклеточной", плоской. И хотя "Неприкаянные" был самым доходным ее фильмом (750 тысяч долларов плюс 15% с проката), Мерилин понимала, что это провал. Вдобавок во время съемок фильма произошел разрыв между ней и ее третьим мужем Артуром Миллером, который был для нее символом интеллектуальной Америки. Голливуд и в этой личной драме Монро видел поражение ее попыток эмансипироваться. Общество, которое заплатило Мерилин миллионы, требовало, чтобы она была незамужней, вечным воплощением свободной любви.
После долгого пребывания в психиатрической лечебнице Мерилин на время порвала с Голливудом, а потом сдалась и сыграла в пустяшном фильме Кьюкора "Надо чем-то поступиться", где тридцатишестилетняя Мерилин Монро по требованию режиссера делала стриптиз. И вышло так, что "поступиться" пришлось самым дорогим и очень скоро. Итоги ее трудной жизни казались Мерилин устрашающими: нищенская горькая юность, три неудачных замужества и голливудское беличье колесо, из которого вырваться не было никаких сил. За десять лет ее имя, имя Нормы Джин Бейкер Мортенсон, выросшей в чопорных домах и воспитанной в лос-анжелосском приюте, было замарано грязными обвинениями в аморализме, саморекламе и недостойном поведении. За десять лет бывшая натурщица превратилась в самый дорогой и лакомый голливудский товар, в символ раскрепощенного и общедоступного секса. А Мерилин под улюлюканье прессы читала Томаса Бульфа, Фолкнера и Сент-Экзюпери, старалась быть честной, домовитой женой и любила повторять: "Что пользы человеку, если он завоюет весь мир, но погубит душу свою?" Над ней потешались, не стыдясь откровенных издевок в прессе.
Невыносимо, когда раздеты на всех афишах, во всех газетах, забыв, что сердце есть посередке, в тебя завертывают селедки.
Мерилин Монро, как пишет лучший ее биограф Морис Золотое, "стала жертвой собственной борьбы за то, чтобы утвердить самое себя. Ее время не принадлежало ей, как и она сама не принадлежала себе самой. Даже личную жизнь у Мерилин отняли. Она убила ее, как Макбет зарезал сон. Мерилин продалась безымянной массе зрителей, заставила ее себя обожествить, сотрудничала с рекламной машиной, чтобы потом она перемолола ее. Она сама не понимала, что осталось в ней естественного, а что навязано окружением". Чувствуя, как она перерождается во что-то чужеродное ей и постыдное, видя вокруг себя пустоту, страшась экрана, поклонников, журналистов и неудержимо, против воли танцуя (буквально и фигурально!) под их дудку, Мерилин увидела в отчаянье только один выход - самоубийство.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий